Метод формализации |
15-07-2024 |
В науке все большее значение приобретает метод формализации. Трудно представить себе многие отрасли современной науки без символов и формул, которые в своей совокупности образуют ее формальный аппарат. Формализация берет свое начало в логике. Ее основатель Аристотель исходил из того, что разные по своему конкретному содержанию мысли могут быть выражены в одной и той же логической форме. Метод формализации находит свое применение в математике (в буквенной алгебре). Метод формализации помогает совершенствовать научные теории. Формализованная логическая модель переносится на язык машинного программирования. Полученная программа вводится в ЭВМ, которая развивает дальше формальные структуры объективной теории. Это позволяет глубже проникнуть в сложные механизмы научного познания мира. Разновидностью метода формализации является аксиоматический метод. Это система, дедуктивно выведенная из небольшого числа общих положений (аксиом) согласно заданным правилам логического вывода. Научные методы и формы вырабатываются в процессе исторического развития, а глубокое усвоение форм и методов познания составляет важный элемент научного знания. Человек как общественно развивающееся явление наследует культурно-исторический опыт предшествующих поколений, реализует свои способности через творческое осмысление опыта прошлого. В этой деятельности проявляется творческая сила личности. Творчество в познании раскрывается через способность личности подчинять свои интересы до уровня общественно значимого интереса. Содержанием творческого познания является конструктивная критичность, обуславливающая свободу творчества. Познание как самостоятельный творческий процесс начинается с критического анализа явления. Там, где все воспринимается некритически, в готовом виде отсутствует дух творчества. Творчество раскрывается в условиях, когда идеи могут свободно конкурировать друг с другом, где есть альтернатива выбора, это усиливает поисковую деятельность мысли, мобилизует эмоциональную и мотивационную сферу познания, Творческая деятельность не только предполагает готовую, сформировавшуюся личность, но и, напротив, личность становится, складывается окончательно в творческой деятельности. Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно». Августин Блаженный утверждал, что задача богословия – познать в свете разума то, что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: «Верю и понимаю». Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры. Ф. Бэкон, выдвинув лозунг «Знание – сила», указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. Уже в начале XX в. католическая церковь выдвигала положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и знания, разума, так как все знания произошли от бога. Например, папа Пий XII неоднократно выступал с заявлениями о том, что «церковь – друг науки», отмечая, однако, что церкви приходится вмешиваться в науку, чтобы предостеречь ее от ошибок против веры.
Другие статьи по теме: Основные достижения древнерусской культуры Техника как феномен культуры От обыденных представлений к теоретическому пониманию культуры Метод формализации Основные истолкования пространства и времени в философии
Добавить комментарий: |
• Ученые измерили скорость исчезновения планктона
|
Ученые установили, что количество морского фитопланктона – микроорганизмов, составляющих основу многих пищевых цепей, – непрерывно сокращается со скоростью около одного процента в год с начала XX века. |
|