Понятие культуры и ее место в жизни общества |
15-04-2023 |
В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором, который определил ее как целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует около 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например: 1. Описательные методы постижения культуры – они просто перечисляют (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности). 2. Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов чедвеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе. 3. Ценностные - трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей. 4. Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и и правила регламентирующие жизнь людей. 5. Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям. 6. Исторические подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. 7. Функциональные характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязанность этих функций в ней. 8. Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом. 9. Символические - акцентируют внимание на использовании символов в культуре. 10. Герменевтические – видят главный путь изучения культуры во множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми. 11. Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти. 12. Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. 13. Дидактические - рассматривают культуру как то чему человек научился, а не унаследовал генетически. 14. Социологические - предлагают изучать культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
Другие статьи по теме: Увлечения человека
Основные истолкования пространства и времени в философии
Техника как феномен культуры
Понятие культуры и ее место в жизни общества
Вере и ее соотношении с разумом
Добавить комментарий: |