Первый полет человека |
25-09-2024 |
Мысли и мечты о полете сопровождают человека с самых древних времен. Достаточно вспомнить фольклор любой цивилизации - в мифах и сказках нередко встречается мотив полета. Но долгое время все это оставалось лишь плодом человеческой фантазии и тот, кто смел думать о том, что это может быть реальностью для простого человека, немедленно причислялся к разряду продавших душу дьяволу. Ведь рожденный ползать летать не может. Не мог. 26 августа 1740 года родился Жозеф-Мишель Монгольфье, которому совместно с младшим братом Жак-Этьеном предстояло проложить человечеству дорогу в небо. Отец Жозефа и Жака по критериям провинциального городка Аннонэ был обеспеченным. Он владел небольшой бумажной фабрикой, благодаря чему смог дать своим детям прекрасное образование. Жозеф с детства выделялся любознательностью и стремлением к знаниям. Особенно его интересовали точные науки: математика, физика и химия. Он ставил простейшие физические опыты, стремясь понять суть происходивших процессов. Со временем к нему присоединился младший брат. После смерти отца братья унаследовали фабрику и смогли тратить на свои эксперименты большие суммы, чем они охотно воспользовались. Более всего братьев захватила идея о возможности подняться в воздух. Их интерес был не только теоретическим, но и практическим, ведь это позволило бы быстро передвигаться на существенные расстояния. Сначала братья попытались заполнить изготовленный из холста шар паром от кипящей воды. Шар раздулся, но не взлетел. Пар быстро охлаждался и оседал на внутренней поверхности шара водяными частицами. Размокший и потяжелевший шар не смог подняться в воздух. Братья не сдались и чуть позже поставили другой эксперимент, используя знания химии. Они наполнили шар водородом. Залив металлические опилки серной кислотой, направили выделяющийся при химической реакции газ по трубкам под оболочку шара. Жозеф и Жак надеялись, что водород, не зря названный летучим газом, сможет заставить шар взлететь, ведь он гораздо легче воздуха. К сожалению, они не сумели создать герметичную оболочку для шара. Водород мгновенно проходил через ткань. Попытки оклеить матерчатый шар бумагой или делать его только из бумаги также не увенчались успехом.
Глядя на дым, поднимающийся над костром, Жозеф предположил, что можно наполнить шар горячим воздухом. И вот он – успех: первый небольшой бумажный мешок, заполненный горячим дымом, устремился ввысь. Горожанам стало известно об успехах братьев. Они хотели увидеть воочию чудесный летающий мешок. 5 июня 1783 года состоялся первый публичный полет воздушного шара. Это был большой матерчатый шар, проклеенный бумагой для плотности, на середине его был укреплен дополнительный пояс, от которого опускались вниз веревки, за которые шар удерживали при наполнении дымом. Конструкция была очень громоздкой. Вес ее составлял более 200 кг. В специально устроенном очаге братья и их добровольные помощники разложили костер, разместили над ним горловину шара, который быстро наполнялся горячим воздухом и уже рвался в небо. Веревки отпустили, и одиннадцатиметровый шар с надписью на латыни «К ЗВЕЗДАМ» взлетел в небо. Шар поднялся довольно высоко и благодаря безветренной погоде вскоре плавно опустился примерно за километр от старта. Демонстрация полета прошла успешно. С этого дня имена Жозефа и Этьена Монгольфье навсегда вошли в историю покорения неба. Король Людовик XIV поручил Академии наук пригласить братьев Монгольфье в Париж для демонстрации удивительного шара. За несколько дней, когда посыльные только ехали к братьям, произошло еще одно открытие возможности создания воздушного шара. Пока братья готовились к приезду в Париж, Академия поручила физику Жаку Шарлю подготовить обоснованное мнение по поводу изготовления и полета на воздушном шаре. Шарль пошел тем же путем. Он предположил, что шар можно наполнить водородом, и подготовил соответствующие расчеты. О возможности использовать горячий воздух он не догадался. Братья Монгольфье долго не могли добраться до Парижа, и Шарль решил самостоятельно произвести опыт с шаром наполненным водородом. Во избежание утечки водорода через ткань, он пропитал оболочку шелкового шара раствором каучука. В последующем этот способ изготовления оболочки шара использовался до середины 20 века. В августе 1783 года Шарль провел в Париже первый полет изобретенного им шара. Наполненный водородом шар стремительно взлетел к облакам. Но случилось что-то непонятное: сам шар исчез, а на землю опустилась его лопнувшая оболочка. Давление внутри шара оставалось постоянным и на определенной высоте разорвало его оболочку, ведь с высотой воздух становится менее плотным. Шарль снова взялся за расчеты, но к этому времени в Париж приехали братья Монгольфье. Они привезли с собой другой шар, названный ими монгольфьером. Шар бы усовершенствован, главное под ним была прикреплена корзина из ивовых прутьев. Братья предполагали взлететь, но парижские ученые их отговорили, ведь сердце человека может не выдержать быстрого подъема в высоту. В полет отправили животных. Ученые были удивлены простотой действия шара. Горячий воздух не разрывал оболочку, ведь его плотность внутри шара менялась так же, как и снаружи. 19 сентября 1783 на большой поляне перед Версальским дворцом на глазах толпы шар с бараном уткой и петухом взмыл в небо. Впервые живые существа поднялись к облакам. Полет прошел успешным, пассажиры воздушного шара живыми и здоровыми вернулись на землю. Вскоре первый подъем на шаре, привязанном длинной веревкой к земле, совершили Этьен Монгольфье и Пилатр де Розье. Первый настоящий полет людей на воздушном шаре состоялся 21 ноября 1783 года: в воздух поднялись Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд. Путь в небо был окончательно открыт. Жозеф-Мишель Монгольфье на следующий год предложил проект первого парашюта. В годы французской революции он переселился в Париж, работал администратором Консерватории искусств и ремесел, был членом совещательного бюро по искусствам и мануфактурам. Скончался Жозеф-Мишель Монгольфье 26 июня 1810 года. Его имя навсегда останется в истории воздухоплавания.
Другие статьи по теме: Основные этапы развития экономической теории. Классическая политическая экономия Военные конструкторы, прославившие Россию Основные этапы развития экономической теории. Неоклассический синтез Развитие физики Основные этапы развития экономической теории. Историческая школа и маржинализм
Добавить комментарий: |