Аксиологический подход к правопониманию |
27-04-2023 |
- это критерии, которые не могут быть придуманы или сотворены. Ценности – это идеальное бытие, которое надличностно. Будучи идеальными, общечеловеческие ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний и не выводятся из них, их нельзя объяснить посредством чего-то другого, что является еще более очевидным. «Ценности – это конечные основания целеполагания, сущности особого рода, бытие которых подчинено законам, отличным от бытия материального мира. Нравственно-правовые ценности должны составлять ядро юридического мировоззрения». Ценности воплощаются в идеалах, принципах, целях нормах. Нередко ценностная (нравственно-правовая) саморегуляция подменяется нетворческой функциональной активностью, основанной на правовых нормах, эталонах, образцах поведения (злоупотребление правом). Ценность нельзя смешивать с оценкой. Первая – объективна, надличностна, вторая – связана с субъектом, развитостью его способности к интуиции, правовым образованием и воспитанием. Объективные, абсолютные ценности, которые всегда есть цель, нельзя подменять ценностями относительными, ценностями-средствами. Употребление понятия «ценность» введено И. Кантом, который обосновывает регулятивное и нормативное значение ценностей через априорные императивы разума (цели, требования, формулы и максимы). Идеализм, который был свойственен философии Канта, мистицифицирует и сами ценности. Ценности представляются как сфера, где господствуют абсолютные и иррациональные начала. Сурия П. Синха признает, что существует определенная шкала ценностей, где духовные ценности преобладают над материальными. Он пытается примирить объективный характер правовых ценностей с историчностью правовых идеалов, и рассматривает действующее право в качестве посредника между общественными ценностями и человеческим поведением. Для нас наиболее приемлема идея неокантианца Виндельбанда рассматривать право как высшую ценность культуры. Он толковал ценности как нормы культуры и, кроме ценностей истины, добра и красоты, признавал такие ценности-блага человеческой культуры, как искусство, религия, наука и право. Точку зрения Виндельбанда и Риккерта разделял выдающийся юрист прошлого века Б.А. Кистяковский, который вместе с тем пытался совместить метод телеологического, нормативного объяснения социальной действительности с признанием закономерностей, существующих в обществе, и возможности их познания. В юридической литературе нет четкого определения «ценности» как теоретико-правовой категории. Теоретики права спорят являются ли ценности объективными или субъективными явлениями, универсальными или относительными по отношению к праву, в чем отличие такой ценности как Идея права от правовых ценностей, следует ли воспринимать ценности как шкалу измерения самого права и т.д. Для В.Г. Графского « право в его социальном измерении предстает не столько в пространственном и одномоментном акте, сколько в своем длящемся действии (курсив наш – Л.С.) – долговременном или краткосрочном, постоянном (вечном) или преходящем…». /1, С. 105/ Право, по мнению автора, содержит в себе некий идеальный (ценностный масштаб) для особого рода общения, упорядочивания и контроля, предстающий вовне вечно недостижимым, но не теряющим своей притягательной силы идеальным состоянием, находящим поддержку в убеждениях и ценностных ориентациях участников правового общения.
Другие статьи по теме: Аксиологический подход к правопониманию
Общечеловеческие ценности и нравственные принципы
Вещное право в гражданском кодексе рф: проблемы совершенсвования законодательства
Некоторые методологические вопросы определения понятия «уголовное наказание»
К вопросу о понятии предупреждения преступности
Добавить комментарий: |
• Ученые измерили скорость исчезновения планктона
 |
Ученые установили, что количество морского фитопланктона – микроорганизмов, составляющих основу многих пищевых цепей, – непрерывно сокращается со скоростью около одного процента в год с начала XX века. |
|