Главная  |  Карта сайта  |  Контакты  
 
Главная История науки и техники Ученые Психология, социология, политология Экономика Культурология, философия, религия Юридические науки. Правоведение Наука и техника Физика и механика
 

Общечеловеческие ценности и нравственные принципы

12-06-2017

Для нас общечеловеческие ценности и нравственные принципы являются высшими культурными достижениями человеческой цивилизации. Отсюда и «право может быть интерпретировано как особая форма общественного сознания, как оценочное духовное освоение мира». Ценности Л.Р. Сюкияйнен представляет «целями и интересами, которым призвано служить право». В работе В.Н. Кудрявцева «Право как явление культуры» проблема права и культуры сводится к выявлению, что собой представляет право как нормативно-системное образование среди иных ценностей культуры, таких, к примеру, как – равенство, демократия справедливость, свобода ответственность, - с одной стороны, а с другой – как право влияет на защиту культурных ценностей. Таким образом право рассматривается как одно из явлений культуры и как институт отличный от культуры, стремящийся ее защитить. В результате мы имеем возможность выстроить цепь рассуждений в духе «дурной бесконечности»: право, защищающее право, требует в свою очередь правовой защиты. Для построения своей культурно-нормативной концепции правового понимания он использует нормативное понимание культуры, весьма близкое по духу к нормативной школе права. Концепция легка для понимания и выразима даже с помощью геометрических образов: культура представляет собой некоторую систему, подсистемой которой является право (все в пределах системного подхода – Л.С.)

В теории права также повышается интерес и к проблематике права как явлению культуры, как, с одной стороны, инструмента, а с другой - цели, идеала развития, прогресса.

Аксиологическое осмысление права творчески обогащается социологическим подходом Т. Парсонса, который ориентируется на изучение права, правовой системы с позиций системно-структурного и функционального методов. Как отмечает Д.А. Керимов: «Теория права включает в себя две основные части: социологию права и философию права, водораздел между которыми проходит, условно говоря, по линии онтологического и гносеологического познания права. Эта линия действительно носит условный характер прежде всего потому, что не может быть онтологии вне гносеологии, равно как и наоборот».

Парсоновские положения о «гражданском обществе», «ценностной ориентации» позволяет определить право как продукт развития гражданского общества, исследовать его в «личностном измерении» как меры социальной, человеческой свободы. Несомненно это способствует расширению смысловых границ традиционных категорий, формированию новых понятий в общей теории права.

Личностное измерение права только начинает занимать должное место в современной теории. «Изучение этой проблемы в юридическом аспекте, «правового в личности» предопределяет необходимость сущностно-содержательной и ценностной (наиболее значимой в содержании личности) характеристики правового уровня ее существования». Это тем более верно, что вне поведения людей с их интересами и ценностными ориентациями нет правовых норм, а есть лишь идеальные абстрактные образцы, записанные на бумаге. Для правовых норм значимо общее положение о том, что сознание выражается в действиях и поступках людей.

Рассмотрение сущности и природы права в аксиологическом аспекте не отвергает важности социальных и материальных условий при определении права. Анализ теоретико-правовых, философских, психологических источников позволяет критически подойти к определению сущности права как воли людей. Воля не самодостаточна, она сама по себе есть сила, практический реализатор, средство, духовный акт, благодаря которому подтверждается некоторая ценность. Изучение представленных в современной теории права подходов через призму ценностей позволило выработать модель, представляющую феномен права. Элементами ценностной модели права признаются:

- «дух» в праве представлен нравственно-правовыми духовными ценностями – свободой, справедливостью, равенством;

- «душа» права – правосознание и естественное право как его элемент;

- «тело» права, corpus juris позитивное права (принципы, нормы и иные нормативно-регулятивные средства, выраженные в источниках права).

- правоотношения, правовая практика – конкретно-практическое, функциональное бытие права.


Другие статьи по теме:
 Вопросы права и факта в суде присяжных
 Уголовная ответственность за присвоение или растрату (ст.160 ук рф): проблемы применения на практике.
 К вопросу о понятии предупреждения преступности
 Некоторые методологические вопросы определения понятия «уголовное наказание»
 Влияние избирательных технологий на процесс модернизации партийной системы в республике казахстан на современном этапе

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:



•  Композиторы и ученые превратили генетический код человека в музыкальное произведение
Композиторы и ученые превратили генетический код человека в музыкальное произведение. Об этом сообщили в Королевском медицинском обществе Великобритании.

•  Ученые разработали метод ускорения и замедления роста новых кровеносных сосудов в организме человека
Ученые разработали метод ускорения и замедления роста новых кровеносных сосудов в организме, что может быть использовано для восстановительной медицины и в борьбе с распространением раковых опухолей, сообщается в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

•  Ученые измерили скорость исчезновения планктона
Ученые установили, что количество морского фитопланктона – микроорганизмов, составляющих основу многих пищевых цепей, – непрерывно сокращается со скоростью около одного процента в год с начала XX века.